пятница, 21 ноября 2008 г.

Социализация молодежи в интернете

Из статьи Е. Патаракина Анализ зарубежного и российского опыта родительских сетей : "Хотя современные коммуникации и видоизменили мир вокруг нас, мы по-прежнему ощущаем себя членами определенных социальных миров. Мы по-прежнему связаны с другими людьми родством, дружбой, работой, соседством или общими интересами. В настоящее время, во многом благодаря развитию информатики, категория сетевого сообщества активно используется социальными науками и позволяет углубить наше понимание социальных феноменов..."

Также как и феномен - социализация молодежи в интернете, может быть рассмотрен как процесс общей социализации: гражданской, правовой, экономической и т.д. Если вопрос о социализации молодежи рассматривать как вопрос «…формирования ответственности – за себя, общество, страну, человечество». (С.П. Иваненков, кандидат философских наук СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ), то можно говорить и о факторах настройки данного процесса в глобальной сети. А что сегодня формирует ответственное поведение подростка в сети и кто оказывает на это влияние? Так ли уж безобидно сегодня киберпространство для наших ребят, с точки зрения их социальных практик? Кто прививает сегодня культуру поведения или ответственного поведения киберличности? Мне кажется, информационные технологии - это хороший инструмент для формирования многих социальных компетенций современного подростка (письменные и устные коммуникации, формирование самопрезентаций, лидерство, анализ и планирование и т.д.) и очень важно, на мой взгляд, чтобы формирование этих компетенций проходило с незримым, ненавязчивым и чутким наставничеством, патронажем и консультированием (получение оценки и предложения для развития, если надо, корректировка, и закрепление полезных навыков и раскрытие смыслов), и все это для формирования ответственного поведения в сети, а значит, и в жизни молодых "цифровых людей".

2 комментария:

Ольга комментирует...

Когда мы говорим о социализации молодежи в сети, надо помнить о том, что над социализацией нашего ребенка (в самом широком смысле) мы работаем буквально с первых дней его жизни. Сначала этот процесс ограничивается семьей, потом появляется улица, детский сад и т.д. Поэтому, мне кажется, задумываться о социализации ребенка в сети надо примерно в те же сроки, когда мы задумываемся о безопасности ребенка на улице и/или о здоровье ребенка. Ведь в сети - как в жизни, в любой ситуации надо делать выбор: курить или не курить, бежать на красный свет или дождаться зеленого, идти на сайт или не идти, тратить свое время на интернет-игры или использовать его на обучающие программы... Поэтому вопросы социализации в сети - вопросы общего воспитания личности, и вдумчивый педагог (будь то родитель или учитель) не отмахнется от возможности использовать силу сети как одной из сред, в которой происходит становление личности в современном мире.

Павел Смертюков комментирует...

Евгений Дмитриевич совершенно прав по всем позициям, к сказанному даже не хочится ничего добавить. Единственно что хочется определиться с терминологией - как что наывать. Есть такие определения:
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Компетентности - результат образования, выражающийся в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Или, проще говоря, умение действовать в неопредеенной ситуации.

Переводи и общайся с нами

Website Translation